Генпрокуратура РФ провела проверку соблюдения прав школьников и студентов во время дистанционного обучения во всей стране.
-Всего в 2020 году прокурорами выявлено более 6 тыс. нарушений законодательства, в целях их устранения внесено свыше 3,8 тыс. актов реагирования, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более 1 тыс. лиц,-подвели итог в ведомстве.
Претензии к введенному из-за пандемии формату обучения у родителей возникали на протяжении всего прошлого года. В частности, жаловались они, не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов. Помимо этого родители указывали, что сами порой вынуждены объяснять материал детям и помогать в выполнении домашнего задания, которое присылают дистанционно, пишет издание «Коммерсант».
В ходе проверки прокуроры выявили в разных регионах случаи замены учебных занятий в дистанционном формате самостоятельным изучением предмета школьниками, также они констатировали отсутствие у ряда обучающихся доступа к интернету и устойчивого сигнала связи. В некоторых регионах после прокурорских проверок учащимся предоставили компьютерную технику.
Именно проблемы с нехваткой техники вынудили Минпросвещения в апреле 2020 года разрешить досрочно завершить учебный год учащимся младших и средних классов. Из анализа инфраструктурной обеспеченности школ, который провело Минпросвещения совместно с Минцифры, следовало. Весной 2020 года треть школьников заявили об отсутствии у них персонального компьютера для дистанционного обучения.
—Почти каждый пятый учитель отметил, что до половины всех школьников в их потоке не смогут учиться дистанционно из-за отсутствия технических средств либо из-за неумения использовать цифровые инструменты,—заявляла гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. -А каждый десятый учитель указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.
По ее оценкам, на момент старта дистанционного обучения российским школьникам не хватало около 2 млн компьютеров.
Глава СПЧ Валерий Фадеев называл в разговоре с «Ъ» дистанционное образование «очень дорогим, особенно для малообеспеченных семей»: «Компьютеры, трафик оплачивают семьи, и под ударом оказывается 43-я статья Конституции о бесплатном образовании. Расходы должно нести государство, обеспечивая учащихся трафиком и компьютерами».
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий удивляется, что проверкой занялась прокуратура, а не Рособрнадзор или Роспотребнадзор. Он напоминает, что на федеральном уровне до сих пор нет нормативных актов, регулирующих организацию дистанционного обучения.
—Минпросвещения отделывается рекомендациями, и далеко не во всех регионах приняты такие организационные приказы, как в Москве,—говорит Луховицкий. — Требования СанПиНов по организации обучения выполнить в полной мере невозможно. Сейчас, когда все вернулись в школы, надо найти виновных в том, что дети не получили полноценного обучения. Виновными сделают директоров и учителей, это естественно.
Все озвученные выше проблемы характерны и для Анапы: отсутствие или слабый Интернет, отсутствие техники, неготовность педагогов и самих учеников к такому формату обучения. В местных группах в соцсетях немало информации о том, как дети и подростки регистрировались на онлайн-урок и дальше преспокойно занимались своими делами, об отсутствии у детей интереса к таким занятиям и ещё о многом другом, в основном, отрицательном, с чем столкнулись в ходе дистанционного обучения, школьники, студенты и их родители.